Львиная
скала - это гигантская глыба красноватого гранита, круто
поднимающаяся на 180 м над окружающей равниной и образующая природное
защитное укрепление. Царь Кассапа I начал возводить здесь крепость и
окружающий ее город, Сигирию, в 477 году. Сооружение крепости и дворца
новый правитель начат, едва изойдя на грон. умертвив перед этим
собственного отца - он живьем замуровал его в стену. Впрочем, и сам
Кассапа прожил в своем новом городе недолго - начавшееся с отцеубийства
царствование могло закончиться только новым насилием.
Расцвет Сигирии пришелся на короткие 18 лет, что предшествовали падению Кассапы от руки его сводного брата Моггалланы.
Расцвет Сигирии пришелся на короткие 18 лет, что предшествовали падению Кассапы от руки его сводного брата Моггалланы.
Львиная
скала - это гигантская глыба красноватого гранита, круто
поднимающаяся на 180 м над окружающей равниной и образующая природное
защитное укрепление. Царь Кассапа I начал возводить здесь крепость и
окружающий ее город, Сигирию, в 477 году. Сооружение крепости и дворца
новый правитель начат, едва изойдя на грон. умертвив перед этим
собственного отца - он живьем замуровал его в стену. Впрочем, и сам
Кассапа прожил в своем новом городе недолго - начавшееся с отцеубийства
царствование могло закончиться только новым насилием.
Расцвет Сигирии пришелся на короткие 18 лет, что предшествовали падению Кассапы от руки его сводного брата Моггалланы.
Вместо того чтобы оставаться в крепости на вершине скаты, Кассапа верхом на боевом слоне вывел свое войско на равнину, чтобы сразиться с армией Моггалланы. Последовал жестокий разгром, и царь, оставшись на поле боя едва ли не в одиночестве, наложил на себя руки. Впрочем, время, когда Львиная скала была укреплением, занимает лишь. ничтожную часть истории этого места. Гораздо дольше прекрасные местные пейзажи и скалистые образования привлекали сюда религиозных деятелей.
Одними из первых в III веке до н. э. здесь начали селиться не монахи.
После краткого правления Кассапы, а затем его сводного брата Моггалланы крепость вновь стала местом религиозных культов, а с 1155 года была окончательно заброшена. Хотя местным жителям и было известно о существовании города на скале, никто его не посещал. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда город был заново открыт британцами. Процветания своего государства правитель Львиной скалы стремился достичь благодаря торговле с иноземцами — и, вероятно, достиг, поскольку денег на материалы и на приглашение лучших мастеров для постройки своей столицы он не жалел. Впрочем, не забывал царь и об обороне. На лестнице над прославленны фресками царь приготовил валуны, которые в любой момент можно было обрушить на головы атакующих врагов. А на самой вершине скалы были построены дозорные площадки, с которых стражники наблюдали за окрестностями. Тем временем у основания скалы царь заложил столичный город, протянувшийся почти на 3 км с востока на запад и на 1 км с севера на юг. Спроектированный в виде двух отдельных прямоугольных территории и обращенный к крепости па вершине скалы, он был защищен массивной стеной и двойным рвом.
Один путешественник, побывавший в Сигирии в самом начале XX века, писал: «Вся поверхность холма выглядит как гигантская картинная галерея». Он имел в виду знаменитые фрески, которые некогда должны были покрывать западную сторону скалы так, чтобы их можно было легко увидеть из водных садов внизу.
Росписи, сохранившиеся на поверхности скалы, на высоте около 100 м, - это одни из самых ранних образцов реалистической живописи Шри-Ланки в ее классический период. Женские фигуры необыкновенно реалистичны; их украшения и прически в точности повторяют моду, принятую при дворе Кассапы, а некоторые различия оттенков кожи и черт лица говорят о том, что перед нами представительницы разных этносов.
Ученые, впрочем, до сих пор дискутируют по поводу их подлинности. Одни полагают, что на фресках изображены придворные дамы, а поскольку многие фигуры расположены парами, это могут быть царица и ее прислужница. Многие женщины держат в руках цветы, поэтому другие ученые считают, что эти фигуры направляются к небесному святилищу, а быть может, даже оплакивают гибель царя Кассапы. Наконец, третья группа ученых заключает, что раз женские фигуры изображены среди облаков, то это не земные женщины, а апсары - небесные нимфы, мифологические персонажи, имеющие отношение к богу Кубера.
Одна из уникальных особенностей Сигирии - многочисленные образцы росписей. Они делались на зеркальной стене возле фресок начиная с VIII века. На сегодняшний день расшифровано около 1500 надписей; многие из них сделаны в форме стихотворных куплетов. Посетители, запечатлевшие здесь свои мысли, происходили из разных слоев общества, но, независимо от этого, все были в восхищении. Так, один из них написал: «Благодаря великолепию этого склона скалы я смог представить себе, как плывут на небесах нимфы. Моя рука невольно сама потянулась вверх, желая поиграть с кушаками этих красавиц, чтобы завязать легкий флирт с ними».
Расцвет Сигирии пришелся на короткие 18 лет, что предшествовали падению Кассапы от руки его сводного брата Моггалланы.
Вместо того чтобы оставаться в крепости на вершине скаты, Кассапа верхом на боевом слоне вывел свое войско на равнину, чтобы сразиться с армией Моггалланы. Последовал жестокий разгром, и царь, оставшись на поле боя едва ли не в одиночестве, наложил на себя руки. Впрочем, время, когда Львиная скала была укреплением, занимает лишь. ничтожную часть истории этого места. Гораздо дольше прекрасные местные пейзажи и скалистые образования привлекали сюда религиозных деятелей.
Одними из первых в III веке до н. э. здесь начали селиться не монахи.
После краткого правления Кассапы, а затем его сводного брата Моггалланы крепость вновь стала местом религиозных культов, а с 1155 года была окончательно заброшена. Хотя местным жителям и было известно о существовании города на скале, никто его не посещал. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда город был заново открыт британцами. Процветания своего государства правитель Львиной скалы стремился достичь благодаря торговле с иноземцами — и, вероятно, достиг, поскольку денег на материалы и на приглашение лучших мастеров для постройки своей столицы он не жалел. Впрочем, не забывал царь и об обороне. На лестнице над прославленны фресками царь приготовил валуны, которые в любой момент можно было обрушить на головы атакующих врагов. А на самой вершине скалы были построены дозорные площадки, с которых стражники наблюдали за окрестностями. Тем временем у основания скалы царь заложил столичный город, протянувшийся почти на 3 км с востока на запад и на 1 км с севера на юг. Спроектированный в виде двух отдельных прямоугольных территории и обращенный к крепости па вершине скалы, он был защищен массивной стеной и двойным рвом.
Один путешественник, побывавший в Сигирии в самом начале XX века, писал: «Вся поверхность холма выглядит как гигантская картинная галерея». Он имел в виду знаменитые фрески, которые некогда должны были покрывать западную сторону скалы так, чтобы их можно было легко увидеть из водных садов внизу.
Росписи, сохранившиеся на поверхности скалы, на высоте около 100 м, - это одни из самых ранних образцов реалистической живописи Шри-Ланки в ее классический период. Женские фигуры необыкновенно реалистичны; их украшения и прически в точности повторяют моду, принятую при дворе Кассапы, а некоторые различия оттенков кожи и черт лица говорят о том, что перед нами представительницы разных этносов.
Ученые, впрочем, до сих пор дискутируют по поводу их подлинности. Одни полагают, что на фресках изображены придворные дамы, а поскольку многие фигуры расположены парами, это могут быть царица и ее прислужница. Многие женщины держат в руках цветы, поэтому другие ученые считают, что эти фигуры направляются к небесному святилищу, а быть может, даже оплакивают гибель царя Кассапы. Наконец, третья группа ученых заключает, что раз женские фигуры изображены среди облаков, то это не земные женщины, а апсары - небесные нимфы, мифологические персонажи, имеющие отношение к богу Кубера.
Одна из уникальных особенностей Сигирии - многочисленные образцы росписей. Они делались на зеркальной стене возле фресок начиная с VIII века. На сегодняшний день расшифровано около 1500 надписей; многие из них сделаны в форме стихотворных куплетов. Посетители, запечатлевшие здесь свои мысли, происходили из разных слоев общества, но, независимо от этого, все были в восхищении. Так, один из них написал: «Благодаря великолепию этого склона скалы я смог представить себе, как плывут на небесах нимфы. Моя рука невольно сама потянулась вверх, желая поиграть с кушаками этих красавиц, чтобы завязать легкий флирт с ними».
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСИ
1. Водные сады. Посетители, вошедшие через западные ворота, проходят далее вдоль водных садов. Некогда садовые павильоны стояли на четырех островах, каждый из которых был окружен рвом с водой. Говорят, именно отсюда сладострастный Кассапа любил подглядывать за тем, как купаются в прудах его наложницы.
2. Сад валунов - россыпь камней, помеченных зарубками и запилами. Историки полагают, что на эти валуны могли устанавливать зажженные лампы или крепить какие-то приспособления, наподобие ступеней и перекладин.
3. Камень Кобры. На этом приметном камне под свесом крыши имеется буддистская надпись, сделанная во II веке до н. э„ или за 700 лет до того, как Кассапа построил дворец.
4. Галерея фресок. Одна из самых известных достопримечательностей Сигирии, «небесные девы» сохранились на протяжении столетий в своей нише под нависающим сверху камнем. Хотя, как полагают, изначально здесь было около 500 фресок, до наших дней дошла лишь 21. Одна группа фресок была повреждена совсем недавно - в 1967 году она подверглась нападению вандалов.
5.Зеркальная стена. Полированная стена высотой 3 м прикрывает ведущую к основанию скалы лестницу - вероятно, царь Кассапа страдал от головокружения. Поверхность стены привлекла внимание любителей оставлять свои автографы, и эти надписи - некоторым из них около 1300 лет - стали достопримечательностью и документальной летописью Сигирии.
6. Львиная терраса. От фигуры огромного льва до наших дней дошли только лапы; некогда этот лев охранял главный вход во дворец, увенчанный резными каменными украшениями. Проход, по которому взбираются сегодня посетители, в древности был головой и пастью гигантского льва.
7. Верхний дворец. Относительно небольшой дворец на вершине скалы был предназначен только для проживания царя и царицы, хотя в нем имелись также комнаты для царских наложниц и террасы для танцев. По краю вершины скалы, занимающей площадь в 1,5 га, размещены небольшие дозорные площадки для охранников.
8. Нижний дворец. В наши дни Нижний дворец в нижнем городе - это всего лишь груда окруженных рвом развалин.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
1.Одной из главных задач, которые предстояло решить Кассапе, была проблема сбора и хранения воды. В городе у подножья скалы было много гидросооружений - вода заполняла двойной крепостной ров, поступала в бани, декоративные пруды и фонтаны. Павильоны стояли на островах, окруженных L-образными прудами, внутри которых были устроены меньшие по размеру и облицованные мрамором пруды. Весь комплекс был настоящим чудом гидроинженерии.
Неподалеку находится Сигири Маха Вева, искусственное озеро, окруженное 12-километровой плотиной - отсюда вода поступала в крепостные рвы. По всему городу и крепости были разбросаны пруды или другие водоемы, а под землей проложена сложная разветвленная сеть труб из обожженной глины.
2.Развалины города Сигирия, построенного царем-отцеубийцей Кассапой I (правил 477-495), лежат на крутых склонах, у вершины гранитного пика, поднимающегося почти на 370 м. Этот пик называется Львиной скалой и со всех сторон окружен джунглями. Ряд галерей и лестниц появляется из того, что некогда было пастью гигантского льва, сооруженного из кирпичей и штукатурки: это был вход в город.
0 коммент.:
Отправить комментарий