Люди
здесь обосновались еще 20 тыс. лет назад. В середине 1-го тыс. н. э.
появились поселения из глины и дерева, жители которых, по сведениям
арабских путешественников, практиковали людоедство. Здесь никогда не
было сильных союзов племен, объединявшихся для войны. Это было хорошим
подспорьем для тех, кто желал захватить острова, однако пришельцы
опасались островитян как смелых и свирепых защитников, откуда и
появились рассказы про людоедов. Несмотря на это, в I в. н. э. на
островах все же появились арабские, персидские и индийские торговцы. Они
и дали название островам: Зиндж-эль-Барр, или «Земля черных» (по другой
версии, название происходит от перс, «берег ржавого железа»).
Люди
здесь обосновались еще 20 тыс. лет назад. В середине 1-го тыс. н. э.
появились поселения из глины и дерева, жители которых, по сведениям
арабских путешественников, практиковали людоедство. Здесь никогда не
было сильных союзов племен, объединявшихся для войны. Это было хорошим
подспорьем для тех, кто желал захватить острова, однако пришельцы
опасались островитян как смелых и свирепых защитников, откуда и
появились рассказы про людоедов. Несмотря на это, в I в. н. э. на
островах все же появились арабские, персидские и индийские торговцы. Они
и дали название островам: Зиндж-эль-Барр, или «Земля черных» (по другой
версии, название происходит от перс, «берег ржавого железа»).
Занзибар находится в полном смысле слова на перепутье: здесь пересекались торговые пути Африки и Индии. Здесь есть удобные гавани, главные острова архипелага имеют достаточную площадь, на которой можно было построить торговые склады и крепости для их охраны. Благодаря таким условиям поездки купцов на острова стали регулярными.
Начиная с X в. естественная гавань острова Унгуджа обрастает каменными домами. Это были жилые постройки и склады товаров одновременно, первые строения будущего Каменного города. Торговля велась активно, основными товарами были рабы, золото, слоновая кость, дерево и специи, остров быстро стал коммерческим центром для городов восточноафриканского побережья.
Устремляясь в Индию, португальцы никак не могли пройти мимо Занзибара. В 1499 г на архипелаге побывал великий португальский мореплаватель Васко да Гама. Завоеватели не встретили никакого сопротивления, и уже в 1505 г архипелаг вошел в состав Португальской империи под названием Занзибар.
Европейцы правили здесь почти двести лет, пока в 1698 г Занзибар не стал собственностью Султаната Оман. Арабы обосновались здесь прочно: построили крепости, разместили гарнизоны. Султанат богател на торговле рабами и слоновой костью, а также на плантациях специй. Расцвет оманского султаната пришелся на времена султана Сеида Сайда (1791-1856 гг.): в 1840 г он даже перенес столицу из оманского города Маскат в Каменный город на Занзибаре.
Однако с увеличением влияния Великобритании Занзибар переходил под ее контроль. В 1890 г острова стали протекторатом империи. После смерти султана Хамада ибн Тувайни (1857-1896 гг.) власть перешла в руки Халида ибн Баргаша (1874-1927 гг.), права которого Англия отказалась признавать, конфликт перерос в Англо-занзибарскую войну, которая длилась меньше часа. В результате Британия получила полный контроль над архипелагом. Англичане запретили работорговлю и превратили острова в плантацию специй.
Так продолжалось вплоть до провозглашения независимости Занзибара в 1963 г., когда он стал конституционной монархией во главе с султаном Сеид-Джамшид-ибн-Абдуллой. Правление султана длилось недолго: в 1964 г произошла занзибарская революция под предводительством местного лидера Джона Окелло. Была образована Народная Республика Занзибара и Пембы. Для такой сравнительно маленькой страны революция оказалась довольно кровавой: были убиты 12 тыс. занзибарцев арабского происхождения, несколько тысяч индийцев. Прочие «иностранцы» были изгнаны с острова, а их собственность конфискована и национализирована.
В том же 1964 г Танганьика и Занзибар создали новую страну Танзанию. С тех пор архипелаг живет на правах автономии, доверив всю внешнюю политику правительству новой страны.
Столица островов типичный арабский город с узкими улицами, крохотными домами и бесчисленным количеством мечетей. В течение многих лет Каменный город оставался крупным центром работорговли. Сейчас на месте рынка рабов построен англиканский собор, но несколько клеток для невольников здесь сохранили как туристическую достопримечательность.
Свое название Старый город получил благодаря коралловому камню (обломочно-коралловый известняк), который использовался при строительстве большинства зданий и придал архитектуре Занзибара характерный красноватый оттенок. Полиэтничность города особенно заметна в архитектуре Занзибара, которую называют «стилем суахили». В ней смешались элементы арабской, персидской, индийской, европейской и африканской культуры. Отличительной чертой городских домов являются «бараза», длинные каменные скамьи у стен, а также деревянные резные веранды и массивные двери, украшенные барельефами и стихами из Корана (у арабов) или цветами лотоса (у индусов).
Наиболее заметные строения в городе: Бейт-Эль-Аджайб, более известный как Дом чудес (1883 г.), построенный султаном Баргашем ибн Саидом, Старый Диспансер (1894 г.) и арабский Старый форт на месте прежнего португальского поселения (XVIII в.). Каменный город включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но две трети построек находятся в плачевном состоянии.
Одним из важнейших достижений занзибарцев после обретения независимости стало разрешение межнациональных противоречий. После революции стали назревать конфликты между этническими группами, вызванные неравноправием. Один из найденных компромиссов был весьма оригинален: чтобы примирить арабов и африканцев, были проведены массовые межэтнические свадьбы: юноши и девушки выстраивались друг напротив друга и первые бросали камешки в тех, кто им нравился. Смешанные браки лишили вражду смысла.
Большинство занзибарцев сегодня живут вне зависимости от времени. Мужчины все так же занимаются ловлей рыбы, а женщины заняты сельским хозяйством и воспитанием детей.
Люди привязаны к земле и ее дарам. Одним из важнейших ресурсов, например, считается кокосовая пальма. Листья используют для постройки хижин, плоды употребляются в пищу, а из скорлупы изготавливают сувениры для туристов. Все пальмы здесь наперечет, а срубить пальму-кормилицу считается страшным преступлением.
Главную специю Занзибара, гвоздику, сюда завезли оманцы в первой половине XIX в. Тогда же Занзибар стал главным поставщиком этой специи в мире. В 1970-х гг экспорт гвоздики упал на 80%, и в настоящее время доля Занзибара на мировом рынке составляет 7%, что тоже немало. Важной статьей экспорта Занзибара остаются другие специи (ваниль, корица, шафран, имбирь, мускатный орех, перец), а также морские водоросли.
Водоросли собирают вручную, и на Занзибаре это считается женским занятием. Ценные экстракты водорослей используются в приготовлении молочных продуктов, мяса и фруктов, а также в изготовлении косметики и лекарств. Танзания ежегодно экспортирует около 10 тыс. т водорослей на азиатский рынок. Для частных хозяйств их разведение считается хорошим заработком.
Занзибар находится в полном смысле слова на перепутье: здесь пересекались торговые пути Африки и Индии. Здесь есть удобные гавани, главные острова архипелага имеют достаточную площадь, на которой можно было построить торговые склады и крепости для их охраны. Благодаря таким условиям поездки купцов на острова стали регулярными.
Начиная с X в. естественная гавань острова Унгуджа обрастает каменными домами. Это были жилые постройки и склады товаров одновременно, первые строения будущего Каменного города. Торговля велась активно, основными товарами были рабы, золото, слоновая кость, дерево и специи, остров быстро стал коммерческим центром для городов восточноафриканского побережья.
Устремляясь в Индию, португальцы никак не могли пройти мимо Занзибара. В 1499 г на архипелаге побывал великий португальский мореплаватель Васко да Гама. Завоеватели не встретили никакого сопротивления, и уже в 1505 г архипелаг вошел в состав Португальской империи под названием Занзибар.
Европейцы правили здесь почти двести лет, пока в 1698 г Занзибар не стал собственностью Султаната Оман. Арабы обосновались здесь прочно: построили крепости, разместили гарнизоны. Султанат богател на торговле рабами и слоновой костью, а также на плантациях специй. Расцвет оманского султаната пришелся на времена султана Сеида Сайда (1791-1856 гг.): в 1840 г он даже перенес столицу из оманского города Маскат в Каменный город на Занзибаре.
Однако с увеличением влияния Великобритании Занзибар переходил под ее контроль. В 1890 г острова стали протекторатом империи. После смерти султана Хамада ибн Тувайни (1857-1896 гг.) власть перешла в руки Халида ибн Баргаша (1874-1927 гг.), права которого Англия отказалась признавать, конфликт перерос в Англо-занзибарскую войну, которая длилась меньше часа. В результате Британия получила полный контроль над архипелагом. Англичане запретили работорговлю и превратили острова в плантацию специй.
Так продолжалось вплоть до провозглашения независимости Занзибара в 1963 г., когда он стал конституционной монархией во главе с султаном Сеид-Джамшид-ибн-Абдуллой. Правление султана длилось недолго: в 1964 г произошла занзибарская революция под предводительством местного лидера Джона Окелло. Была образована Народная Республика Занзибара и Пембы. Для такой сравнительно маленькой страны революция оказалась довольно кровавой: были убиты 12 тыс. занзибарцев арабского происхождения, несколько тысяч индийцев. Прочие «иностранцы» были изгнаны с острова, а их собственность конфискована и национализирована.
В том же 1964 г Танганьика и Занзибар создали новую страну Танзанию. С тех пор архипелаг живет на правах автономии, доверив всю внешнюю политику правительству новой страны.
Столица островов типичный арабский город с узкими улицами, крохотными домами и бесчисленным количеством мечетей. В течение многих лет Каменный город оставался крупным центром работорговли. Сейчас на месте рынка рабов построен англиканский собор, но несколько клеток для невольников здесь сохранили как туристическую достопримечательность.
Свое название Старый город получил благодаря коралловому камню (обломочно-коралловый известняк), который использовался при строительстве большинства зданий и придал архитектуре Занзибара характерный красноватый оттенок. Полиэтничность города особенно заметна в архитектуре Занзибара, которую называют «стилем суахили». В ней смешались элементы арабской, персидской, индийской, европейской и африканской культуры. Отличительной чертой городских домов являются «бараза», длинные каменные скамьи у стен, а также деревянные резные веранды и массивные двери, украшенные барельефами и стихами из Корана (у арабов) или цветами лотоса (у индусов).
Наиболее заметные строения в городе: Бейт-Эль-Аджайб, более известный как Дом чудес (1883 г.), построенный султаном Баргашем ибн Саидом, Старый Диспансер (1894 г.) и арабский Старый форт на месте прежнего португальского поселения (XVIII в.). Каменный город включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но две трети построек находятся в плачевном состоянии.
Одним из важнейших достижений занзибарцев после обретения независимости стало разрешение межнациональных противоречий. После революции стали назревать конфликты между этническими группами, вызванные неравноправием. Один из найденных компромиссов был весьма оригинален: чтобы примирить арабов и африканцев, были проведены массовые межэтнические свадьбы: юноши и девушки выстраивались друг напротив друга и первые бросали камешки в тех, кто им нравился. Смешанные браки лишили вражду смысла.
Большинство занзибарцев сегодня живут вне зависимости от времени. Мужчины все так же занимаются ловлей рыбы, а женщины заняты сельским хозяйством и воспитанием детей.
Люди привязаны к земле и ее дарам. Одним из важнейших ресурсов, например, считается кокосовая пальма. Листья используют для постройки хижин, плоды употребляются в пищу, а из скорлупы изготавливают сувениры для туристов. Все пальмы здесь наперечет, а срубить пальму-кормилицу считается страшным преступлением.
Главную специю Занзибара, гвоздику, сюда завезли оманцы в первой половине XIX в. Тогда же Занзибар стал главным поставщиком этой специи в мире. В 1970-х гг экспорт гвоздики упал на 80%, и в настоящее время доля Занзибара на мировом рынке составляет 7%, что тоже немало. Важной статьей экспорта Занзибара остаются другие специи (ваниль, корица, шафран, имбирь, мускатный орех, перец), а также морские водоросли.
Водоросли собирают вручную, и на Занзибаре это считается женским занятием. Ценные экстракты водорослей используются в приготовлении молочных продуктов, мяса и фруктов, а также в изготовлении косметики и лекарств. Танзания ежегодно экспортирует около 10 тыс. т водорослей на азиатский рынок. Для частных хозяйств их разведение считается хорошим заработком.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Архипелаг в составе Танзании.
Происхождение: тектоническое, коралловое.
Удаленность: 25-50 км от побережья Африки.
Административный центр: Занзибар (129 097 тыс. чел., 2009 г.).
Административное деление: области Объединенной Республики Танзании (Северная Пемба, Южная Пемба, Северный Занзибар, Западный Занзибар, Центрально-Южный Занзибар).
Языки: официальные — суахили и английский, прочие (в т.ч. арабский).
Этнический состав: ширази — 61%, африканцы племен банту — 28%, арабы — 7%, индийцы — 4%.
Религии: ислам — 95%, христианство — 5%.
Денежная единица: танзанийский шиллинг.
Крупные населенные пункты: Занзибар (остров Унгуджа), Чаке-Чаке (остров Пемба).
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Кисауни (6 км от г Занзибара).
Порт: Занзибар.
ЦИФРЫ
Площадь: 3067 км2.
Население: 1 070 000 чел. (2004 г.).
Плотность: 348,9 чеп/км2.
Самая высокая точка: гора Мсингини (119 м);
Остров Унгуджа: площадь — 1658 км2.
Остров Пемба: площадь — 984 км2.
ЭКОНОМИКА
Свободная экономическая зона, порто-франко (беспошлинный ввоз/вывоз товаров).
Промышленность: пищевая (табачная), обувная.
Сельское хозяйство: растениеводство (гвоздика, раффия, перец, кокосы, батат, маниока, рис), морские водоросли.
Рыболовство.
Традиционные ремесла.
Сфера услуг: туризм, транспорт, торговля.
КЛИМАТ
Тропический.
Среднегодовая температура: +26 - +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 1600 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Культовые сооружения: англиканский Кафедральный собор Церковь Христа (1873-1874 г.), католический Кафедральный собор Св. Иосифа (1893-1897 гг.), мечеть Малинди (1831-1841 гг.), мечеть Ага Хан, «Голубая мечеть» (1995 г.), мечеть Кизимкази (1107 г.), индуистский храм Шакти;
■ Дворцы: Дом чудес, или Народный дворец (1883 г.), Марухуби (1880 г.), Мтони (нач. XIX в.), Дворец народов (XIX в.)
■ Старый форт (XVII в.), Старый Диспансер (Итхнашири, 1894 г.);
■ Музеи: Национальный музей Занзибара (1925 г.);
■ Дома-музеи: дом Ливингстона (1866 г.), дом Типпу Типа (известного работорговца);
■ Площадь Фородхани;
■ Заповедники: залив Менаи, остров Бонгойо, Джозани-Чвака-Бэй, лес Мгези, лес Мситу-Kyy, лес Квенгва-Понгве, заповедный лес Кичвеле, заповедный лес Хосани
■ Базар Джараджани, или Центральный рынок (1904 г.)
■ Остров-тюрьма.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Культурное проникновение арабов на Занзибар обозначилось еще в XII в. В 1107 г на острове Унгуджа была построена первая мечеть в Южном полушарии, мечеть Кизимкази. В мечети находится надпись, которая относится к 1107 г., самая старая датированная надпись в Юго-Восточной Африке.
■ В 1896 г скончался султан Занзибара,и Великобритания не одобрила его преемника. Это привело к Англо-занзибарской войне. Она произошла 27 августа 1896 г. и продолжалась в течение 38 минут. Ровно столько длился обстрел острова британской эскадрой. Было убито 570 местных жителей, а сама война вошла в историю как самая короткая Наиболее разрушенным оказалось здание султанского гарема.
■ Занзибарский колобус — обезьяна, живущая только на Занзибаре, в заповеднике Джозани-Чвака-Бэй. Эти млекопитающие крайне редко употребляют спелые фрукты из-за того, что их организм не усваивает сахар.
■ В Занзибаре насчитывается самое большое в Восточной Африке количество резных дверей.
■ В 2000 г в Доме чудес открылся музей с экспонатами культуры Занзибара и суахили, главный из которых — мтепе,традиционная лодка народа суахили.
■ Знаменитый рок-вокалист группы «Куин» Фредди Меркьюри (1946-1991 гг.) родился 5 сентября 1946 г. на острове Занзибар, в Каменном городе, в семье парсов (последователи зороастризма) Боми и Джер Бульсара. При рождении получил имя Фарух, что значит «прекрасный», «счастливый».
■ Во время поисков истока Нила (1866-1867 гг.) в Каменном городе жил великий миссионер и исследователь Давид Лизинге гон (1813-1873 гг.).
0 коммент.:
Отправить комментарий